Tourist market of Russia: the economic aspect

Nikolay Zyulyaev

Journal paper

Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 20 / October, 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Citation:

Abstract:
The article regards the dynamics of entrance and exit tourism in Russia in 2001–2013. The impact of income of Russian people and rate exchange on dynamics of tourist flow were evaluated on the basis of regression analysis. The article shows the impact of exit tourism on outflow of foreign currency from Russia and on real GDP.

Keywords: income, entrance and exit tourism, tourist flow, rate of exchange



При значительных российских туристско-рекреационных ресурсах вклад туризма в ВВП страны составляет 2,5%, что примерно в четыре раза ниже мирового показателя. В отчете Мирового экономического форума за 2013 г. отмечено, что Россия по уровню развития туризма занимает 63 место в мире, по уровню государственного регулирования и политики в области туризма – 123 место, а ее доля на мировом туристическом рынке составляет менее 1% [7].

Общая характеристика туристического рынка России

Туристический рынок России как система экономических отношений между производителями и потребителями турпродуктов по своей структуре является рынком монополистической конкуренции. Продукцию на этом рынке предлагают туроператоры, формирующие определенные туры и реализующие их через турагентства. В настоящее время действуют более 10 тыс. турфирм, предлагающие своим клиентам дифференцированные турпродукты, которые ориентированы на самые разнообразные их потребности. Спрос на туристическом рынке в соответствии со своими предпочтениями и доходами предъявляет население данной страны и иностранных государств, поэтому выделяют внутренний, выездной и въездной туризм. Величина спроса определяется численностью туристов. Постоянно усиливающаяся конкуренция, с одной стороны, стимулирует туроператоров разрабатывать и предлагать своим клиентам все новые турпродукты, а с другой стороны, ведет к их объединению и образованию туристических сетей. Объединению турфирм способствует и введение института финансовых гарантий. Об усилении конкуренции свидетельствует череда произошедших в последние годы банкротств ряда крупных туроператоров (Капитал тур, Ланта-тур вояж, Эль-Вояж, Роскурорт и другие). За последние десять лет конкуренция привела к уменьшению продажи турпакетов, приходящихся в среднем на одну фирму, почти на 8%.

Усиливает конкуренцию на туристическом рынке и распространение в Интернете ecommerce, которая значительно расширяет возможности выбора путешествий, сокращает время на оформление документов и снижает затраты на путешествия. Консульства многих стран в режиме онлайн стали принимать заявления и анкеты на получение виз. Все большую популярность приобретает каучсерфинг, который позволяет бесплатно проживать в семье в обмен на будущее гостеприимство сегодняшнего постояльца.

Наметилась тенденция к сокращению спроса на услуги турфирм и увеличению числа самостоятельных туристических путешествий, которая грозит уходу в прошлое турфирмам и профессии гида (см. рис.1).

Источник: рассчитано автором по [5].

Рис.1 Динамика числа россиян выезжавших за границу

в качестве туристов и по турпутевкам

Российский туристический рынок является несбалансированным. С точки зрения Всемирной туристической организации, оптимальным является соотношение, когда на одного въездного туриста приходится один выездной [3]. В нашей стране на одного въездного туриста приходится примерно четыре–пять выездных. Наша экстраполяция данных выездного турпотока показывает, что он экспоненциально растет и с высокой степенью аппроксимации (R2 =0,97) описывается уравнением (см. рис.2):

,

Где х – период времени.

Въездной турпоток показывает низкие темпы роста и подвержен большей волатильности. Его экстраполяция с высокой степенью аппроксимации (R2=0,89) описывается уравнением:

Источник: рассчитано автором по [5].

Рис.2. Динамика выездного и въездного турпотока, тыс.чел.

В последние годы наметилась негативная тенденция к сокращению числа иностранных туристов из многих стран, традиционно интересующихся Россией. Так в 2013 г. по сравнению с 2011 г. Россию посетило меньше шведов на 34,7%, норвежцев на 33%, финнов на 29,9%, испанцев на 30,3%, голландцев на 18,2%, итальянцев на 5,7%, французов на 2,7% [6].

Экономическая конъюнктура и туристические потоки

Рассматривая влияние экономических факторов на турпоток, прежде всего, следует отметить его зависимость от экономической конъюнктуры. Динамика темпов роста турпотока превышает темпы роста реального ВВП России. Поскольку турпоток увеличивается в период экономического подъема и сокращается в период ее спада, то он является проциклическим показателем.

Источник: рассчитано автором по [5].

Рис.3 Динамика темпов роста ВВП и туристического потока

Экономическая конъюнктура влияет и на географию направлений турпотоков. Во время экономического кризиса 2009 г. при сокращении выездного потока на 15,7% россияне в большей степени сократилисвои поездки в страны с более высокой стоимостью жизни. Так, выезжали меньше в Испанию на 19%, Грецию на 19%, Италию на 18%. В то же время на многие любимые россиянами места пляжного отдыха турпоток сократился в меньшей степени. Например, россиянами посетило меньше ОАЭ на 6%, Таиланд на 10%, Турцию на 11%, а в Египет, наоборот, приезжало больше на 13%.

Рост доходов россиян в послекризисный период переориентировал турпоток на страны с более высокой стоимостью жизни. Так, в 2013 г. по сравнению с 2011 г. россиян выезжало больше в Грецию на 92,3%, в ОАЭ на 65,6%, в Испанию на 56,9%, в Таиланд на 32,6%, в Италию на 27%, а в Египет, наоборот, выезжало меньше на 13,1% [6].

Доминантами выездного туризма (Q) являются среднедушевые денежные доходы россиян (I) и номинальный курс доллара (e). Наши эмпирические исследования показали, что зависимость между этими показателями описывается уравнением множественной регрессии:

которое свидетельствует о прямой зависимости выездного потока от среднедушевого месячного дохода россиян и обратной от номинального курса доллара. Расчет коэффициентов частной эластичности показал, что эластичность спроса по доходу равна 0,75, а по курсу доллара – 0,45. Поскольку эти коэффициенты меньше единицы, то, в соответствии с экономической теорией, туризм для россиян превратился в первую потребность. Вследствие низкой эластичности выездного туризма к курсу иностранной валюты, резкое ее удорожание в начале этого года не должно сильно отразиться на этом потоке.

При рассмотрении влияния дохода россиян на турпотоки в отдельные страны выявилась высокая эластичность по доходу на турпоездки в Испанию (1,2), Грецию (1,44), Таиланд (1,64).

Доходы россиян влияют и на внутренний туризм. Поскольку с ростом доходов россиян в последние годы количество внутренних путешествий уменьшается, то эти путешествия становятся некачественным продуктом туристического рынка (см. рис.4).

Источник: рассчитано автором по [5].

Рис.4. Динамика среднедушевого дохода россиян в месяц (руб.)

и количество реализованных туристических путевок по России

В соответствии с законом спроса, на внутренний и выездной турпоток влияет стоимость турпутевок. Стоимость турпутевок на путешествия по территории России и за рубеж постоянно растет. Причем их стоимость растет быстрее темпов роста реальных доходов россиян и индекса потребительских цен (см. рис.5).

Источник: рассчитано автором по [4, 5].

Рис.5. Динамика стоимости одной путевки по РФ, загранпутевки, реального дохода россиян, ИПЦ и номинального курса доллара к рублю

Этот рост стоимости обусловлен, прежде всего, ростом транспортных расходов на перевозку туристов. В то же время динамика стоимости одной заграничной турпутевки слабо коррелируется с динамикой номинального курса доллара к рублю.

Выездной туризм и развитие национальной экономики

Выездной туризм рассматривается экономистами как специфический экспорт и импорт, сопровождаемый впечатлениями туристов и движением иностранной валюты [1]. Движение валюты, вызываемое турпотоками, отражается в статье «Поездки» счета текущих операций платежного баланса.

Источник: рассчитано автором по [4].

Рис.6. Динамика поступления иностранной валюты в Россию и ее оттока,

связанная с въездным и выездным туризмом

Данные платежного баланса России свидетельствует, что российские туристы тратят за рубежом валюты в 4-5 раз больше, чем въезжающие в Россию иностранные туристы, поэтому выездной туризм является одним из источников постоянной утечки иностранной валюты из страны. Этот приток и отток иностранной валюты, осуществляемый туристами, с очень высокой степенью аппроксимации можно описать полиномамишестой степени (см. рис. 6):

Огромные расходы россиян на выездной туризм (в 2013 г. они составили 53,4 млрд долл.), являясь изъятием из нашей экономики, сокращают совокупный спрос и объемы национального производства в России и, одновременно, являются инъекциями в экономику зарубежных стран, стимулирующими их развитие.

Разница между оттоком и притоком иностранной валюты является отрицательным сальдо, которое негативно влияет на величину реального ВВП России. Зависимость объема реального ВВП (Yr) от этого сальдо (Se) со средней степенью аппроксимации описывается уравнением:

.

Коэффициент частной эластичности, равный 0,22, свидетельствует о том, что снижение на 10% оттока иностранной валюты, вызванный выездным туризмом, приведет к увеличению реального ВВП на 2,2%.Следовательно, развитие внутреннего и въездного туризма может стать фактором по преодолению сложившейся тенденции к замедлению темпов роста российской экономики.

Для развития туристического рынка на качественно и количественно новом уровне Правительство России приняло Государственную программу «Развитие культуры и туризма на 2013–2020 гг.». Цель этой программы существенно повысить конкурентоспособность российского туристического рынка, привлекать ежегодно до 40 млн иностранных туристов, обеспечить российских и иностранных гостей качественными услугами. На реализацию этой программы на условиях государственно-частного партнерства предполагается потратить 1,123 млрд руб. [2].

Выводы

1. Туристический рынок в России является рынком монополистической конкуренции, на котором происходит усиление конкуренции, ведущее к сокращению продаж турпродуктов на одну фирму и увеличению путешествий без услуг турфирм.

2. Динамика турпотока является проциклическим показателем, увеличивается в фазе экономического подъема и сокращается в период спада. Экономическая конъюнктура влияет не только на динамику путешествий, но и на ее географию.

3. Выездной турпоток экспоненциально растет и превышает въездной, который растет более медленно. Выездной турпоток не эластичен по доходу и валютному курсу.

Значительное превышение выездного турпотока над въездным является одним из источников оттока иностранной валюты из страны, ведет к снижению совокупного спроса и объема производства в России.


Страница обновлена: 13.05.2025 в 08:20:25